Ухвати врага за … Турецкая борьба киркпинар

Киркпинар – национальный турецкий вид спорта. Соревнования проводятся ежегодно, начиная с 1362 года.

Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким противникам совершенно невозможно. Поэтому единственный доступный в киркпинаре метод воздействия на противника – засунуть руку ему в штаны.

По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит «ялы гюрэш», выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально. Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли от переутомления. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – «киркпинар». Так возникла борьба ялы гюрэш.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанишками из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов. Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны невозможно, только засунуть в них руку. Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления и элементы неспортивного поведения, не существует. Скорее всего, никак. Потому что это невозможно технически.

Неудивительно, что главным свойством великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должна быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Установка здесь, по логике, должна быть такая – взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре. Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.
Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства. От иностранцев эти секреты надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.


Многие иностранцы, глядя на масляную борьбу, испытывают в отношении турок смутные подозрения. Однако представим себе, что победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу. Представим конкуренцию, которая порождается такими обстоятельствами. Представим, какие средства используются для достижения цели… Нет, господа, исключено. Не до жиру масляну борцу, быть бы живу. Хотя, конечно, на каждого спортсмена десять физкультурников. И если принять во внимание бэкграунд той же борьбы сумо…

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40. Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов. В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.